Противодействие мошенничеству

Порядок действий при получении сообщения о блокировке перевода по платежной карте или перевода СБП по 161-ФЗ

Почему Банк заблокировал мой перевод СБП или перевод с платежной карты по 161-ФЗ?

Банк исполняет требование законодательства о противодействии осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.

Операция без добровольного согласия — это операция, соответствующая признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия, а именно без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, которые устанавливаются Банком России и размещаются на cbr.ru.

При выявлении такой операции Банк:

— отказывает в совершении операции (перевода);

— направляет Клиенту уведомление об отказе в совершении операции и рекомендациях по снижению рисков повторного перевода без добровольного согласия.

Что я могу сделать для разблокировки перевода?

При получении от Банка уведомления о блокировке перевода:

  1. В срок не позднее 1 (одного) дня, следующего за днем отказа в совершении операции, предоставить Банку подтверждение данной операции — дождаться звонка представителя Банка, получить информацию о дальнейших действиях и сообщить ему, что данная операция не является операцией без добровольного согласия,
  2. И совершить повторную операцию — операцию, содержащую те же реквизиты получателя (плательщика) и ту же сумму перевода.

При совершении Клиентом повторной операции иным способом, и (или) при неполучении информации, запрошенной Банком, повторная операция считается несовершенной.

Почему этот перевод могут заблокировать снова?

Если после получения подтверждения и осуществление Клиентом действий по совершению повторной операции, Банк получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента:

— Банк отказывает в совершении клиентом повторной операции;

— уведомляет клиента об отказе в совершении повторной операции с указанием причины и срока отказа, а также о возможности совершения клиентом последующей повторной операции по истечению 2 (двух) дней.

Что я могу сделать для разблокировки повторно заблокированного перевода?

Совершить последующую повторную операцию по истечении 2 (двух) дней со дня осуществления действий по совершению повторной операции.

Банк проведет последующую повторную операцию Клиента, при условии отсутствия иных установленных законодательством Российской Федерации оснований не совершать последующую повторную операцию.

Ответственность

Клиент несет ответственность за достоверность предоставленных Банку платежных и иных документов.

Банк не несет ответственности перед Клиентом за убытки, возникшие в результате:

— надлежащего исполнения Банком требований, предусмотренных действующим законодательством и (или) договором;

— ненадлежащего исполнения Клиентом требований, предусмотренных действующим законодательством и (или) договором.

Как избежать операций без добровольного согласия?

Ознакомьтесь с мерами противодействия мошенничеству, размещенными в специальном разделе или на официальном сайте Банка России.

Порядок действий при получении сообщения о блокировке перевода (кроме СБП и платежных карт) по 161-ФЗ

Почему Банк заблокировал мой перевод (кроме СБП и платежных карт) по 161-ФЗ?

Банк исполняет требование законодательства о противодействии осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.

Операция без добровольного согласия — это операция, соответствующая признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия, а именно без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, которые устанавливаются Банком России и размещаются на cbr.ru.

С момента выявления такой операции Банк:

— приостанавливает прием к исполнению распоряжения Клиента на два рабочих дня;

— направляет Клиенту уведомление о приостановлении операции и рекомендациях по снижению рисков повторного перевода без добровольного согласия.

Что я могу сделать для разблокировки перевода?

При получении от Банка уведомления о блокировке перевода:

В срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем приостановления Банком операции, направить в Банк подтверждение операции одним из способов:

— дождаться звонка представителя Банка, получить информацию о дальнейших действиях и сообщить ему, что приостановленная операция не является операцией без добровольного согласия, направить документальное подтверждение по системе Интернет-банк;

— направить письменное уведомление в Банк.

При неполучении подтверждения распоряжение считается не принятым к исполнению.

Банк принимает к исполнению подтвержденное распоряжение Клиента, при отсутствии иных установленных законодательством Российской Федерации оснований не принимать распоряжение Клиента к исполнению.

Почему этот перевод могут заблокировать снова?

Если после получения подтверждения распоряжения или совершения Клиентом повторной операции Банк получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента:

— Банк обязан приостановить прием к исполнению подтвержденного распоряжения Клиента на два рабочих дня со дня направления Клиентом подтверждения распоряжения;

— уведомляет клиента о приостановлении приема к исполнению подтвержденного распоряжения клиента с указанием причины и срока приостановления.

Что я могу сделать для разблокировки повторно заблокированного перевода?

Дополнительных действий не требуется. По истечении 2 (двух) рабочих дней со дня направления Клиентом подтверждения, Банк принимает к исполнению приостановленное подтвержденное распоряжение Клиента, при условии отсутствия иных установленных законодательством Российской Федерации оснований не принимать подтвержденное распоряжение клиента к исполнению.

Обратите внимание: в случае вашего решения отменить приостановленный перевод вам необходимо незамедлительно (до принятия распоряжения к исполнению) сообщить в Банк и отозвать данное распоряжение.

Ответственность

Клиент несет ответственность за достоверность предоставленных Банку платежных и иных документов.

Банк не несет ответственности перед Клиентом за убытки, возникшие в результате:

— надлежащего исполнения Банком требований, предусмотренных действующим законодательством и (или) договором;

— ненадлежащего исполнения Клиентом требований, предусмотренных действующим законодательством и (или) договором.

Как избежать операций без добровольного согласия?

Ознакомьтесь с мерами противодействия мошенничеству, размещенными в специальном разделе или на официальном сайте Банка России.

Как формируется база данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента»?

Банк России формирует базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» на основе сведений, которые предоставляют банки и другие участники информационного обмена с регулятором. Они по закону (п. 4 ст. 27 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе») обязаны противодействовать переводам, которые происходят без добровольного согласия клиента, в частности под воздействием злоумышленников. Информацию обо всех случаях и попытках таких переводов денег, в том числе тех, по которым клиенты заявили свое несогласие с их совершением, банки передают в Банк России.

Следует отметить, что реквизиты получателя денег по операциям без добровольного согласия клиента попадают в базу данных регулятора в результате дополнительной проверки, которая проводится в том числе в рамках взаимодействия с банками.

Кроме того, в базу данных Банка России могут поступать сведения от МВД России.

Если сведения о вас или вашей организации попали в базу данных Банка России, то банки и другие участники информационного обмена с регулятором вправе приостановить использование вашего электронного средства платежа (платежные карты, онлайн-банкинг и др.) до тех пор, пока информация не будет исключена из этой базы. В случае, когда сведения поступили в базу данных регулятора от МВД России, приостановка использования электронного средства платежа является обязательной.

Как клиенту банка — физическому лицу обжаловать включение реквизитов в базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента»?

Это можно сделать двумя способами:

  1. Обратиться с заявлением в любой из банков, клиентом которого он является. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
  2. Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.

Независимо от способа обращения в заявлении необходимо обязательно указать следующие данные:

— фамилию, имя и отчество (при наличии);

— серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;

— полные и сокращенные (при наличии) названия банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды;

— номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков;

— номер телефона (при наличии).

Дополнительно вы можете указать в заявлении ИНН, СНИЛС, а также даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.

Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.

Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.

Как юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и лицу, которое занимается частной практикой, обжаловать включение реквизитов в базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента»?

Это можно сделать одним из двух способов:           

  1. Обратиться с заявлением в любой из банков, в котором обсуживаетесь вы или ваша компания. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня (при отсутствии основания для отказа в передаче заявления в Банк России).
  2. Направить заявление в Банк России через Интернет-приемную, выбрав в качестве темы обращения «Информационную безопасность» и соответствующий тип проблемы.

Независимо от способа обращения индивидуальному предпринимателю и лицу, которое занимается частной практикой, в заявлении нужно обязательно указать следующие данные:

— серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность;

— ИНН;

— номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков.

Дополнительно вы можете указать в заявлении полные и сокращенные (при наличии) наименования банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды, а также номер телефона.

 

Юридическому лицу в заявлении нужно обязательно указать следующие данные:

— ИНН;

— номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков.

Юридическое лицо может дополнительно представить серии (при наличии) и номера документов, удостоверяющих личность, СНИЛС физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, а также полные и сокращенные (при наличии) наименования банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды.

Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в Банк России мотивированное заявление.

Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.

Как человек или компания узнают о вынесенном Банком России решении по результатам рассмотрения заявления об исключении сведений из базы данных?

Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.

Если клиент обращался с заявлением в свой банк, то решение регулятора будет направлено в адрес банка. При этом ответ Банка России кредитная организация обязана сообщить клиенту не позднее следующего рабочего дня.

В случае, когда клиент банка обращался напрямую в Банк России, решение регулятора будет направлено клиенту.

Если банк самостоятельно инициировал процесс обжалования (без участия клиента), то решение регулятора будет направлено в банк.

Как узнать, почему мои данные оказались в базе данных Банка России «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента»?

Банк России ведёт базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Она формируется на основе сведений, полученных от банков и других операторов платежных систем. Они по закону ( п. 4 ст. 27 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе») обязаны противодействовать переводам, которые происходят без согласия клиента, как правило, под воздействием злоумышленников. Поэтому информацию обо всех случаях и (или) попытках перевода денежных средств, по которым клиенты заявили свое несогласие с их совершением, банки и другие операторы платежных систем передают в Банк России. Таким образом данные о получателе денег по операциям без согласия клиента попадают в базу данных регулятора.

Для проверки обоснованности включения ваших данных в нее вы можете:

  1. Обратиться в обслуживающую вас кредитную организацию.
  2. Направить обращение в Банк России через Интернет-приёмную. В обращении обязательно укажите серию и номер паспорта, а также прочие реквизиты, по которым необходимо провести проверку (СНИЛС, номер карты, номер счета, номер телефона).

Рассмотрев обращение, Банк России в течение нескольких дней примет решение о целесообразности исключения ваших данных из базы «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента».